18:07, 21 декабря 2020
4 197

Автор фильма "Образ времени" Светлана Веретенникова: "Хотелось передать ощущение уходящей истории"

Автор фильма "Образ времени" Светлана Веретенникова: "Хотелось передать ощущение уходящей истории"
О проекте, посвящённом 75-летию Великой Победы, о легендарном спектакле Омского драмтеатра и о связи поколений Светлана рассказала в интервью нашему сайту.
- Монтаж документального фильма "Образ времени" сейчас завершается, скоро зрители смогут увидеть его в эфире 12 канала. О чём этот фильм и почему ты решила его снять в 2020 году?

- Идея пришла ко мне год назад, когда я делала в рамках проекта "ПЛЭЙ" программу о том, как уходят спектакли. Там мы чуть-чуть касались истории легендарного спектакля Геннадия Тростянецкого "У войны не женское лицо", за который наш Омский драмтеатр получил госпремию им. Станиславского. Спектакль бы поставлен к 40-летию Победы по книге Алексиевич, которая тогда только отрывками печаталась в журнале.

Сначала у меня была идея в год 75-летия Победы показать запись этого спектакля и снять реакцию зрителей, сравнить эмоции, которые были тогда, с теми эмоциями, которые будут почти через 40 лет. Но этот спектакль любой может посмотреть на сайте культура.рф. А мы решили показать в фильме, что было после спектакля - как он повлиял на реальные судьбы людей.


спектакль.jpg
- Истории из книги "У войны не женское лицо" воплощали на сцене многие театры. Чем была особенна омская постановка?

- Наш спектакль был самым первым и самым резонансным. Труппа гастролировала с ним по всему Союзу. Ведущие критики встречали наших актёров стоя.  Но самое главное, что после того как спектакль вышел, началось общение наших актрис с героинями, которых они играли. Ведь Алексиевич написала истории реальных женщин.
Это были София Мироновна Верещак - подпольщица, которая прошла пытки в гестапо и чудом выжила, Валентина Кузьминична Братчикова-Борщевская - лейтенант, замполит полевого прачечного отряда, Мария Ивановна Морозова - снайпер. С самой Светланой Алексиевич тоже наши актрисы переписывались. Эта переписка длилась 20 лет, и именно она легла в основу фильма. Эти письма показывают, как люди жили после войны, это не всегда простые истории.


Ну и интересно, что благодаря нашему спектаклю эти женщины-ветераны войны начинали общаться между собой. Например, Верещак и Борщевская. Обе жили в Киеве, но не были знакомы. Причём у Верещак были большие проблемы со здоровьем, и она была одинокой, а Борщевская начала её навещать.


Koloskova_Vereschak_Borschevskaya.jpg

- В том знаменитом омском спектакле была героиня, которой не было в книге. Это работница Омского нефтезавода Варвара Петровна Колоскова. Расскажи, будет ли информация о ней в твоём фильме?


- Да, это тоже была женщина с трагической судьбой. Она жила в деревне Крупейки в Беларуси, фашисты расстреляли всю её семью, в 15 лет она осталась совершенно одна и попросилась идти дальше с войсками, которые освободили её деревню. Девочку взяла к себе в отряд Борщевская. Благодаря спектаклю Колоскова смогла через 40 лет после войны встретиться со своим командиром, ездила в гости к Борщевской в Киев. 

Во время работы над фильмом я искала родственников героинь, многих удалось найти, правда, не все согласились общаться перед камерой.  У внучки Колосковой осталась аудиозапись - за несколько месяцев до смерти родственники записали на диктофон её воспоминания. Этот голос будет звучать в фильме. Мы совсем чуть-чуть не успели, чтобы застать её в живых, она умерла в ноябре 2019. Если бы мы взялись за проект чуть раньше, то смогли бы поговорить с ней лично. 


- Конечно, время неумолимо. Если спектакль уже ставился к 40-летию Победы, значит те, кому на войне было 20 лет, уже были 60-летними. А сейчас очень мало шансов лично встретиться с героями.


- Уже в 80-е люди стали понимать, что это поколение фронтовиков уходит. Алексиевич смогла пообщаться с несколькими сотнями ветеранов, она так и говорила: "Мне хотелось услышать их голоса". Сейчас уже почти никого не осталось. И мне хотелось передать это ощущение уходящей истории. Мы воспользовались практически последним шансом рассказать о войне, ещё слыша эти голоса, этих героев. 


Просто чудо, но нам удалось найти одну из героинь спектакля "У войны не женское лицо", она живёт в Минске, ей 96 лет. Это командир зенитного орудия Валентина Павловна Чудаева. Мы очень хотели поехать к ней, однако сначала из-за пандемии закрыли границы, потом в Беларуси началась сложная ситуация. Но мы всё равно записали с ней интервью - по скайпу.

молодые актрисы.jpg
- Кто ещё стал героями фильма и где проходили съёмки?
- Три дня мы снимали на сцене Омской Драмы. Актрисы, которые участвовали в том знаменитом спектакле, рассказывают зрителям о его рождении. Мы попытались найти похожий реквизит - столик, диван, чтобы создать атмосферу. В Санкт-Петербурге мы встречались с режиссёром Геннадием Тростянецким и актёром Дмитрием Лебедевым, который тоже был занят в спектакле. Удалось поговорить с Артёмом Дырулом, который сейчас является концертмейстером в оркестрах Башмета, а когда-то играл на скрипке на последнем показе спектакля "У войны не женское лицо".
Поскольку в самом спектакле была заложена идея связи поколений: каждую роль играли две актрисы - взрослая и молодая, то мы тоже решили привлечь к участию молодых актрис драмтеатра, они читают письма и воспоминания, как бы изучают эту историю. Это Юлия Пошелюжная, Алина Егошина и Мария Токарева.

- Я знаю, что в создании фильма участвовал и омский художник Игорь Николаев. Почему вы решили его привлечь?

- Дело в том, что спектакль Тростянецкого стал ярким образом того времени - 1980-х. Я решила, что сегодня о войне надо говорить другим языком, в том числе визуальным. Игорь Николаев к юбилею Победы подготовил большую выставку, которая открылась весной в музее "Искусство Омска". Когда я её увидела, то поняла, что это то, что нужно. 
Художник работал с фотографиями актрис, героинь и помог создать интересный визуальный ряд для фильма. Часть этих работ сейчас выставлена в одном из фойе Омского драматического театра. Так мы анонсируем показ фильма "Образ времени".
образы.jpg

- Когда и где его смогут увидеть зрители?

- 25 декабря мы покажем его в эфире 12 канала, нам важно сделать это именно в год 75-летия Победы. Но на этом работа не закончится. 8 февраля состоится показ фильма на большом экране в театре драмы. Этот показ мы тоже будет снимать. Эмоции зрителей войдут в окончательную версию фильма, то есть после него я ещё домонтирую финал. После этого фильм, думаю, покажут ещё в эфире, также мы выложим его в интернет. 
Текст: Наталья Семёнова.
Фотографии предоставила Светлана Веретенникова.


Хочешь чаще читать новости 12 канала? Нажми "Добавить в избранные источники Яндекс.Новостей"

Новости и события

прямой эфир
Час новостей
Овертайм
Система Orphus