4 Мая 06:56
1 963

Омичка Елена Чач собирается снять добрый фильм про 1937 год

Омичка Елена Чач собирается снять добрый фильм про 1937 год
О своём проекте молодой режиссер рассказала 12 каналу.

- Елена, насколько я знаю, сейчас ты готовишься к съёмкам фильма "Старая песня". Расскажи об идее фильма и почему тебе хочется эту идею воплотить? 

- Идея фильма в том, что есть вечные вещи, которые выше каких-то личных, частных моментов и которые могут отзываться в душе человека, независимо от его принадлежности тому или иному поколению, социальному слою, могут объединять людей, пробуждать в них что-то доброе…

Вообще, это фильм по мотивам рассказа Константина Паустовского "Колотый сахар". В первый раз я читала его ещё в детстве, потом не раз перечитывала, и он всегда меня трогал до глубины души. И в какой-то момент я всерьёз задумалась о его экранизации. Тогда я как раз заканчивала мастерскую Хотиненко-Финна-Фенченко на Высших курсах сценаристов и режиссёров, и обратилась с этой мыслью к своему мастеру - Павлу Константиновичу Финну, известному сценаристу. Он меня поддержал.

По его совету я стала искать человека, с которым можно было бы вместе работать над текстом, как-то развивая сюжет и характеры коротенького рассказа. Со мной согласилась работать Ирина Томская -  выпускница сценарной мастерской тех же Высших курсов. Она отыскала очень интересный дополнительный материал и на базе рассказа Паустовского написала тот сценарий, который лёг в основу фильма, при этом придумала сюжет с прологом и эпилогом, которых не было в "Колотом сахаре".

- Долго длилась работа над сценарием?


- Да, этот этап был долгим и непростым. Сначала я получала разрешение на экранизацию у наследников Паустовского, потом искала сценариста, думала с ним над тем, что можно было бы сделать, ждала текст сценария, мы этот текст обсуждали, правили, придумывали какие-то наиболее удачные варианты отдельных моментов, я ждала новый текст и так далее. Итоговый сценарий показывала своим мастерам, по их совету что-то уточняла, сокращала... Прошёл без малого год от момента возникновения идеи снять фильм по Паустовскому до утверждения окончательного отредактированного варианта текста сценария.

кадр.jpg
Эскиз кадра будущего фильма (рисунок Александры Мартиросовой)

- Кто ещё есть в твоей команде, кроме сценариста? 

-  Я работаю с оператором-постановщиком Александрой Кизюн, она в прошлом году окончила с отличием операторский факультет ВГИКа, это дорогого стоит. Саша, хотя и недавняя выпускница, имеет в своём портфолио оператора-постановщика ряд короткометражных фильмов.

Художница Александра Мартиросова заканчивает сейчас институт имени Сурикова и тоже была художником-постановщиком на коротких метрах. Звукорежиссёр Артём Скачков работал со мной на одной из моих студенческих короткометражек, так мы с ним познакомились. Но вообще он работал и на полных метрах - фильмах "Лёд" и "Прощаться не будем" Павла Дроздова. Так что у нас хотя и молодая, но вполне профессиональная команда. У оператора и художника есть свои ассистенты, так что складывается фактически целиком съёмочная группа.

- Где вы планируете проводить съёмки?

- В Карелии, в тех местах, которые по своей природе, архитектуре и атмосфере наиболее близки рассказу Паустовского. В "Колотом сахаре" действие происходит в белые ночи в городке Вознесенье на Онежском озере. Вознесенье сильно изменилось с тех пор, поэтому мы будем снимать в другом месте, где сохранились старые деревенские дома, без тесного соседства с современными коттеджами и многоэтажками.

Собственно, у нас в сценарии даже "городок Вознесенье" заменён на "село Вознесенское". Это ничего не меняет по сути, но даёт возможность оторваться от конкретной географии. При этом мы хотим снимать именно в белые ночи.

-  Подобраны ли уже актёры?

- Про актёров больной вопрос. У меня есть некоторые внутренние "прикидки", кто это может быть, где этих актёров искать и так далее, но никаких реальных разговоров не было, потому что сейчас я даже не знаю, будем мы снимать в этом году или в следующем: всё зависит от наличия денег. А договариваться совсем "абстрактно", особенно с известными актёрами, это не дело.

В фильме 11 ролей (это все вместе - и главные, и эпизодические, включая тех, кто только в одной сцене появляется), есть ещё небольшая массовка в эпилоге. А съёмочная группа у нас - 15 человек. Отсюда в том числе и довольно большой бюджет фильма. Всем надо оплатить дорогу, питание и проживание в экспедиции.

- Да, снимать кино вообще - дело не дешёвое. Как у вас обстоят дела с финансированием?

- Плохо обстоят, если честно. Проект дорогой, поскольку много действующих лиц, экспедиция, а ещё другая эпоха (время действия - 1937 год), то есть нужны костюмы, реквизит, декорации, соответствующие времени.

Продюсеры предпочитают полные метры, которые можно показывать в кинотеатрах. С короткими метрами, а особенно - с экранизациями мало кто работает. Государственное финансирование тоже на игровые короткие метры фактически не распространяется, только через питчинги можно что-то получить. Но туда не так просто попасть, да и попав – не факт, что победишь и получишь деньги.

Сейчас я ищу продюсеров, спонсоров, инвесторов. Чтобы хоть как-то двигаться вперёд, пришлось открыть сбор на краундфандинговой платформе. Мы собираем 250 тысяч рублей на подготовку к съемкам. Если удастся собрать хотя бы 125 тысяч, можно будет, заплатив налоги и комиссию платформе, выехать в экспедицию по поиску и утверждению локаций. Если мы соберём меньшую сумму, проект назовут несостоявшимся и вернут деньги спонсорам, такая система. Пока сбор идёт довольно медленно, и это печально. На странице сбора есть система вознаграждений для спонсоров, а есть просто кнопка "поддержать на любую сумму" - люди вносят по 100, по 200, по 300 рублей, но пока мало участников.

- На каком этапе сейчас подготовка к съёмкам фильма?

- Пока мы встали из-за необходимости выехать на предполагаемые места съёмок, чтобы уже определиться с конкретными точками, где мы будем снимать, договориться там о съёмках. Без этого выезда и этой конкретики нельзя довести до ума режиссёрский сценарий и раскадровку, сделать окончательный вариант сметы, примерный календарно-постановочный план. Потому что пока у нас нет утверждённой деревни, улицы, домов, где мы будем снимать, нет понимания, какое там пространство, что оно позволяет делать, а что - нет, какие нужны декорации, сможем ли мы жить рядом с этим местом или же каждый раз придётся выезжать на съемки из Петрозаводска. Поэтому у меня, например, сейчас не столько творчество, сколько поиск денег на подготовительную экспедицию. Остальные ждут результаты этого поиска.  

- Расскажи о своих предыдущих работах. Я знаю, что твои фильмы участвовали в международных фестивалях и даже получали дипломы.

- Мои предыдущие работы делятся на телевизионные и студенческие. Я участвовала в фестивалях с теми и другими. С одной стороны, были телефильмы, которые, строго говоря, к кино не относятся, поскольку иной жанр, иные задачи. Они создавались на основе выпусков моей историко-культурной программы "Хранители памяти", выходящей на Православном телеканале "Союз", и были представлены на некоторых православных фестивалях.

Также были студенческие работы - и документальные, и постановочные короткометражки, снимавшиеся во время учёбы на Курсах. Их я тоже отправляла на ряд фестивалей, и, например, коротенькая документальная работа "На колокольне" в прошлом году получила спецприз Международного благотворительного кинофестиваля "Лучезарный Ангел", а игровой микрофильм "Прелюдия" в этом году стал победителем Международного кинофестиваля "Sensus".

диплом.jpg
Режиссёр Елена Чач с дипломом фестиваля "Лучезарный Ангел"

Но основные фестивали, наверное, ещё впереди, потому что свой дипломный фильм я пока почти никуда не отправляла: оформляла прокатное удостоверение, делала английские субтитры… Сейчас эти процедуры, наконец, завершаются.

- Режиссёр - это не первая твоя профессия. Как тебе на съемках помогает прошлый опыт?

- Знаешь, я думаю, что всё-таки первая, хотя я только-только начинаю в неё входить. Всё остальное было "образованием" и "работой". Да, у меня в прошлом - два высших: историческое и математическое, а также кандидатская степень по истории, 16 лет работы в журналистике, опыт работы экскурсоводом, преподавателем истории и математики.

Собственно, сейчас я продолжаю работать журналистом и редактором и также преподаю математику. Все это мне помогает в той мере, в какой вообще может помочь любой жизненный опыт: умение видеть людей и общаться с ними, умение ориентироваться в ситуации, руководить процессом, владеть собой, направлять происходящее в нужное русло…

Много даёт литературный опыт, сильным подспорьем является то, что несколько лет я занималась изобразительным искусством (я ведь окончила художественную школу и потом ещё какое-то время занималась живописью).

Помогает прежнее многолетнее увлечение историей искусства, начитанность. Просто когда где-то в подсознании лежат тысячи литературных и живописных образов - это хорошее подспорье для собственного творчества. Сейчас я жалею, что мало смотрела фильмов, теперь спешно навёрстываю, чтобы усилить свой внутренний "фундамент".

Конечно, предыдущая работа с людьми, особенно журналистский опыт, помогает находить единомышленников и не бояться обращаться к незнакомым людям с некоммерческими творческими предложениями. Ну и, безусловно, когда мозги развиты параллельными занятиями историей и математикой, это помогает. Потому что, как говорится, режиссура - это последовательный выход из безвыходных положений. И бывают такие ситуации, когда кипят оба полушария (и "гуманитарное", и "математическое"), подключаются знание человеческой психологии, жизненный опыт, творческая интуиция, и только так из этой ситуации выбираешься.

журналист.jpg
Елена Чач работает корреспондентом на ПТК "Союз" (Москва, 2016 г.)

- Думаю, что некоторые наши читатели ещё помнят Елену Чач как омского поэта, автора нескольких сборников и лауреата Омской литературной премии им. Достоевского. Продолжаешь ли ты сейчас писать стихи, и если да, то где их можно прочесть?

- Продолжаю, но, честно говоря, пишу редко. Найти мои стихи несложно, особенно омичам: они время от времени публикуются в альманахе "Складчина". И потом эти публикации обычно появляются в Интернете - на сайте "Журнального мира", например.

Не так давно в Москве вышел альманах "Паровозъ" с моей подборкой стихотворений. Собственные книжки у меня после 2015 года не выходили, остатки тиража сборника "Цветок медуницы", вышедшего последним, я сейчас распродаю в пользу фильма на краундфандинговой платформе. То есть книжки там идут в числе вознаграждений.

- Понимаю, что сейчас в силу обстоятельств ты живёшь в столице, но какие-то связи с Омском у тебя остались? 

 - Связи, конечно, остались. Друзья, коллеги по "писательскому цеху".  Вообще в Омске много замечательных людей, совершенно удивительных. В последнее время у меня не получается выбраться на малую родину, но я часто списываюсь и созваниваюсь с живущими в Омске "родственными душами" - друзьями, коллегами, моими бывшими учителями… А иногда бывает, что в Москве встречаю кого-то из Омска, причём не всегда тех, с кем была раньше знакома: многие талантливые люди начинали свой путь на Омской земле.

Фото: предоставлены Еленой Чач
Текст: Наталья Семёнова.

Новости и события

Увидели опечатку?
  • Выделите фрагмент.
  • Нажмите сочетание клавиш.
Enter Ctrl +
прямой эфир
Час новостей
Овертайм
Система Orphus