08:45, 22 октября 2021
2 791

Почему ребёнок начинает заикаться и как это лечить: разбираемся в особенностях речевого нарушения с омским логопедом

Почему ребёнок начинает заикаться и как это лечить: разбираемся в особенностях речевого нарушения с омским логопедом
Сегодня, 22 октября, в мире отмечают День заикающихся людей.
Согласно статистике, на земле более 2% заикающихся людей. Учредить такой день решила организация заикающихся людей. Вот уже 11 лет каждый год 22 октября в этот день специалисты проводят различные мероприятия, собирают конференции, на которых обсуждают нарушение речевого аппарата.

Редакция 12 канала решила поддержать людей с заиканием и выяснить, в чём же причина такого своеобразного недуга, а также обсудить со старшим преподавателем кафедры дефектологического образования ОмГПУ Наталией Маевской способы лечения.

Итак, сначала необходимо выяснить, является ли заикание болезнью?

Как оказалось, нарушение темпо-ритмической организации можно рассматривать с разных аспектов. Есть клинический подход, тут перед специалистом-медиком стоит задача снизить проявление судорожных запинок. Делают это при помощи медикаментозных препаратов, физеотерпаии. В рамках подхода российской школы дефектологии заикание — это не судороги, а проблемы коммуникации. Перед логопедом стоит задача устранить эти коммуникационные проблемы.



«Речевая патология сложная, она рассматривается комплексно. Помимо медиков интересует и специалистов-педагогов: как проявляются вот такие запинки в речи у человека? Если говорить с педагогической точки зрения, логопедическое воздействие — это целенаправленный процесс», — отметила Наталия.

Заикание, как правило, проявляется именно в дошкольном и школьном возрасте. Если у человека начинаются такие особенности речи в более старшем возрасте, то это уже проблема серьёзнее. Например, в результате инсульта у человека происходит распад речевых функций. А такая патология, как афазия (локальное отсутствие или расстройство уже сформировавшейся речи), имеет уже другой механизм нарушения.

Логопед разъяснила, что в первую очередь у детей с заиканием возникают проблемы с коммуникацией при разных обстоятельствах.

«Это может быть такое условие, как знакомый/незнакомый взрослый, сверстники, общение в коллективе и так далее. Общение формирует нас как личность. У человека с заиканием как раз возникают с этим сложности, связанные с применением коммуникативных навыков: словарного запаса, организацией фразовой речи, диалогов в контексте, по ситуации и не по ситуации. В процессе коммуникации человек даёт возможность собеседникам показать свои возможности, раскрыть себя как личность. У заикающихся людей таких возможностей меньше. Возникают определённые трудности. Чем дольше человек заикается, тем больше возникает проблем», — подчеркнула старший преподаватель.



Конечно, у ребёнка появляются на фоне этого комплексы, страхи. Задача родителей помочь, не упускать эту ситуация. Активная, а главное комплексная работа со специалистами значительно облегчит жизнь малышу.

Бытует мнение, что после сильного испуга ребёнок может начать заикаться. Логопед же объяснила, что всё не так просто. Человек с устойчивой нервной системой не начнёт так разговаривать от внезапного испуга. Если есть «почва» для возникновения проблемы, то она обязательно проявит себя.

«Нужно искать в истории развития ребёнка, что запустило механизм появление этой речевой проблемы. Я всегда смотрю на то, есть ли предрасполагающие факторы, так называемая почва, и дальше факторы, которые называются производящие, то есть что запустило механизм», — объяснила Наталия.

«Почвой» могут быть разные причины: беременность протекала с осложнениями; при беременности женщина принимала препараты, которые вызвали интоксикацию плода; была травматизация при родах и тому подобное. Триггером может стать и нейроинфекция. Громкий звук или лай собаки — это всего лишь производящая причина. Для появления заикания у ребёнка должна быть предрасположенность. Помимо этого, не исключается и наследственный фактор.

«Если посмотреть по статистике, у мальчиков заикание встречается в 4 раза чаще, чем у девочек. Оно передаётся по наследству через маму. Если у женщины в семье наблюдалось заикание, то чаще всего оно может проявиться и у ребёнка», — отметила логопед.

Она отметила и другую причину появления заикания: «Детям интересно, как говорят окружающие, они испытывают такой интерес и пытаются подражать речи других. Когда дети слышат, как другие ребята неправильно произносят какие-то звуки, то и они начинают также их произносить. Тогда мы говорим про подражание. Есть пассивное, а есть активное. Пассивное, когда просто попробовал, не получилось говорить, как заикающейся человек, и перестал это делать».

Уязвимый период в развитии речи — с 1 года до 6 лет. Именно в это время формируется языковая система, так что любая причина, ранее обозначенная, может запустить механизм появления запинок.

Как устранить заикание?

«Если мы будем лечить заикание, то необходимо медикаментозное воздействие. Это уже назначает медик. Невролог назначает какие-то нейролептики, чтобы снижать судороги у ребёнка. Если говорить про педагогическую работу, тогда задача логопеда организовать взаимодействие с ребёнком и с его родителями. Это важные моменты, так как нужно учитывать те навыки, которые будут формироваться в течение логопедической работы. Они обязательно должны закрепляться родителями в других условиях. Логопедическая работа по времени ограничена, логопед не может всю жизнь проводить коррекционную работу. Также в школе обязательно должны учитывать возможности ребёнка, насколько он умеет плавно говорить, или пока он ещё не готов», — рассказала Наталия Маевская.

Главная ошибка родителей — отказ от помощи. Многие просто разочаровываются, так как не видят быстрого результата от терапии. На самом деле стоит набраться терпения, считает специалист. Если невролог назначает определённые препараты, то это не значит, что они сработают сразу же и заикание пройдёт. В этом вопросе всё индивидуально.



«Невролог назначает лечение, а логопед начинает логопедические занятия и смотрит, есть положительная динамика или нет. Родители тоже наблюдают за этим процессом: как ребёнок общается со знакомыми и незнакомыми людьми», — уточнила Наталия.

Очень важно социализировать ребёнка с речевым нарушением. Неправильно, когда работа с заикающимися людьми организована на индивидуальных занятиях. Эффективнее будет устранять проблему в коллективе, так как это формирует коммуникационные навыки в разных условиях. Так ребёнку будет легче адаптироваться при самостоятельном общении.

Заикание, конечно, не приговор. Если родители отнесутся к особенности со всей серьёзностью, то ребёнок легко преодолеет этот барьер при общении. Не стоит забывать, что такие люди, как Мерилин Монро, Исаак Ньютон, Уинстон Черчиль, Брюс Уиллис, и многие другие выдающиеся личности имели нарушение речи.

Текст: Анастасия Ременникова.
Фото: pexel.com; pixabay.com.

По теме:


Добавить в избранные источники Яндекс.Новостей

Подписаться на канал Яндекс.Дзен

Подписаться на канал Телеграм

По теме



Новости и события

прямой эфир
Час новостей. 19:30.
Овертайм
Система Orphus