17:05, 14 октября 2021
1 121

Рыжеволосая муза футуристов: омичам представили портрет Аллы Васильевой работы Давида Бурлюка

При финансовой поддержке правительства региона музей им. Врубеля выкупил эту картину из частной коллекции москвича Юрия Смирнова.
У работы, созданной больше века назад, интересная история, почти детективная. Долгое время считалось, что это портрет сестры Давида Бурлюка Марианны. Когда выяснилось, что это не так, работу некоторое время именовали «Портретом неизвестной». Но правда была раскрыта благодаря омскому искусствоведу Ирине Девятьяровой.

Она просматривала каталоги и монографии, анализировала фотоснимки и связывалась с исследователями. В результате ей удалось восстановить историю картины от первой выставки, на которой её представили публике в марте 1919 года до попадания в частную коллекцию, откуда её и выкупил наш музей им. Врубеля. Сотрудники говорят, что это самое яркое поступление в собрание музея за последние 30 лет.



«Эта работа для нас важна, во-первых, потому, что она была создана в нашем городе знаменитым Давидом Бурлюком, который 1919 году прибыл в Омск, устраивал свои грандиозары, будоражил общественность. Бурлюк — это такой пассионарий, двигатель художественных процессов. Благодаря ему в Омске появились футуристы «Червонной тройки». Во-вторых, это портрет Аллы Васильевой, которая в то время жила в нашем городе. Портрет был заказан её отцом Фёдором Васильевым. Отрадно, что частица нашей истории снова находится в Омске», — рассказала директор музея им. Врубеля Фарида Буреева.



Что касается героини портрета, у неё была интересная и трагическая судьба. В юности Аллу Васильеву называли рыжеволосой музой омских футуристов. Но кроме яркой внешности, у неё был и художественный талант. Она училась на живописном отделении омского Худпрома, куда поступила в 1920 году. У эффектной девушки были поклонники, посвящал ей стихи тогда ещё мало кому известный поэт Леонид Мартынов:

… Рыжеокая девушка, белая Алла,
Не забудьте, кончая намеченный путь,
Сквозь окошко вагона свой стан перегнуть,
Удивляясь, как быстро Сибирь убежала…
(Л.Мартынов «Алла»,1921)



В 1921 году Алла Васильева уехала из Омска в Москву. Сначала всё шло хорошо — она окончила ВХУТЕИН, работала в мастерской Д. Н. Кардовского, занималась портретом, оформительским искусством. Была замужем, воспитывала сына. Но в 1938 её муж был арестован и расстрелян за выпуск журнала «Каторга и ссылка». Затем репрессировали и её — как ЧСИР (члена семьи изменника Родины). Ребёнка передали под опеку бабушки, а мама отправилась в лагеря. Найти в музее портрет Аллы Васильевой можно в зале, посвящённом искусству рубежа XIX — XX веков.



Именно в нём находился отправившийся сейчас на выставку в Третьяковку триптих Михаила Врубеля «Цветы». Освободилась целая стена, которую сейчас заполнили работы Явленского, Коровина, Виноградова, Денисова.




Кстати, с последним автором связаны ближайшие планы музея. У Денисова есть очень эмоциональное полотно «Саломея», которое находится в омском собрании, но ещё ни разу не выставлялось.

«Сейчас «Саломея» прошла реставрацию и скоро мы представим её публике. На мой взгляд, она прекрасна. Но у кого-то, думаю, может вызвать и другие чувства, — интригующе сообщила Фарида Буреева. — Я считаю, это обязательно надо показывать».

Текст и фото: Наталья Семёнова.

По теме:


Добавить в избранные источники Яндекс.Новостей

Подписаться на канал Яндекс.Дзен

Подписаться на канал Телеграм

Новости и события

прямой эфир
Час новостей. 17:00.
Овертайм
Система Orphus